В загородном доме триммер незаменим. Особенно это касается техники, способной решать множество задач от кошения травы до стрижки кустов и обрезки деревьев. Как найти наиболее подходящее и надёжное устройство вы узнаете из обзора RMNT.RU, где мы рассмотрим ключевые различия современных триммеров.

  • Бензиновый VS электрический
  • Выбор диапазона цен
  • Особенности конструкции привода
  • Штанга, трансмиссия и оснастка
  • Видео по теме:

Бензиновый VS электрический

Заострять внимание на очевидных нюансах, таких как мобильность при работе или себестоимость единицы мощности, не будем. Вместо этого рассмотрим более практичные вопросы: ремонтопригодность, ресурс, эргономика, поведение силового агрегата при различных режимах работы, а самое главное — назначение триммеров с разными видами привода.

Для человека, не умеющего или не желающего заниматься обслуживанием техники самому, принципиальной разницы между бензиновым или электрическим двигателем нет. Оба они имеют примерно одинаковую стоимость обслуживания и ремонта, причём дороговизна комплектующих растёт пропорционально стоимости триммера: оригинальные качественные расходники всегда дороже. В разряд исключений входят малотиражные модели, снятые с производства. Найти запчасти для такой техники ещё сложнее, поэтому унификация функциональных узлов также важна.

Преимущество бензинового двигателя заключается в наличии массивного маховика, благодаря которому мотор хорошо справляется с резким ростом нагрузок. Выбег электрической машины значительно меньше: если триммеру попадаётся серьёзное препятствие, мотор почти мгновенно снизит скорость вращения и начнёт греться. С этой точки зрения у бензиновых агрегатов есть ещё одно преимущество: они не так чувствительны к нагреву, тогда как у бюджетной электрокосы при 80–100°С начинает портиться изоляция обмоток.

Выбор между электрическим и бензиновым приводом это компромисс между удобством работы и мощностью. Электрокосы легче по весу и в плане управляемости, шумят значительно меньше, не образуют выхлопов. Однако для срезания буйной растительности или обработке территории свыше 3–5 соток лучше отдать предпочтение бензиновым агрегатам. Кроме того, работать со стальными дисковыми ножами могут только бензиновые триммеры, а подавляющее большинство электрических рассчитаны лишь на быстро изнашиваемые пластиковые ножи или леску небольшого сечения.

Выбор диапазона цен

Прежде, чем рассмотреть технические особенности, стоит поговорить о стоимости триммера. Сегодня редко можно встретить модели, цена на которые неоправданно завышена. Небольшие колебания есть, но они образуются изменением спроса в рамках определённого диапазона цен:

До 3500 рублей — дешёвые китайские изделия, не способные справляться с большим объёмом задач. Обладают практически нулевой ремонтопригодностью, тем не менее, могут использоваться для нерегулярного покоса небольших газонов или подводки краёв после газонокосилки.

От 3500 до 7000 рублей — наиболее интересные для рядового покупателя машины, произведенные в Китае. Ремонт выполняется, как правило, заменой отдельных узлов, комплектующие недорогие и доступны на широком рынке. Такой триммер без усилий справится с удалением густых сорняков и толстых стеблей, но время непрерывной работы лучше ограничить во избежание ускоренного износа.

От 7000 до 15000 рублей — в эту категорию входят косы от известных европейских и восточно-азиатских брендов. Хотя продукция производится на китайских заводах, на неё распространяются более строгие требования технического надзора и контроля качества, из-за чего процент обращения в сервис крайне мал. Это надёжные «рабочие лошадки», которые при бытовом использовании вряд ли потребуют серьёзного техобслуживания в течение эксплуатации.

Свыше 15000 рублей — профессиональные косы для коммерческого использования. Отличительные особенности: способность работать без перерыва в широком диапазоне мощностей, продуманная схема ремонта и обслуживания путём замены недорогих расходных элементов. Многие представители этого класса не являются триммером в привычном понимании, а представляют собой комбинированные системы. Они базируются на мультимоторе, к которому присоединяется ряд насадок: для стрижки живой изгороди, подрезки веток деревьев, очистки швов тротуарного покрытия, сдувания обрезанной зелени и даже для неглубокого культивирования почвы или уборки снега.

Особенности конструкции привода

При выборе триммера с электрическим двигателем нюансов немного. Электрокосы с сетевым подключением оснащаются универсальными коллекторными двигателями, стандартными для всех электроинструментов. Основные проблемы таких машин — низкокачественные подшипники, плохая балансировка ротора и несовершенная схема воздушного охлаждения. В общем случае качество и надёжность электромотора возрастают пропорционально стоимости инструмента, каких либо исключений или уникальных технических решений в этом плане нет.

Ключевая же разница между сетевыми триммерами заключена в расположении мотора:

  • Нижнее— более удобное с точки зрения распределения веса, но при этом двигатель уязвим к попаданию в него вместе с воздушным потоком влаги и грязи.
  • Верхнее — мотор надёжно защищён от попадания инородных предметов, но отличается меньшим удобством при работе и наличием трансмиссии, что снижает надёжность и приводит к появлению паразитных потерь мощности в узлах трения.

Главный недостаток коллекторных двигателей — небезупречная система управления. Для такого инструмента как триммер важно наличие плавного пуска и отзывчивой системы регулировки мощности, что на практике реализуется, как правило, резистивными элементами, имеющими низкую надёжность и точность, а также малый срок службы.

Аккумуляторные модели имеют коллекторный двигатель с редуктором, повышающим скорость вращения шпинделя, а наиболее современные — бесколлекторный или вентильный двигатель постоянного тока. Преимущество последних — отсутствие щёточного узла, экономичность и хорошая управляемость, возможность реализовать наиболее продвинутые схемы электронного управления. При всех преимуществах, другую чашу весов занимает достаточно высокая стоимость. Оптимальный вариант компоновки аккумуляторных триммеров — с верхним расположением батареи и нижним расположением мотора.

 Стандартный ремкомплект для бензинового триммера или бензопилы

Бензиновый двигатель триммера может быть двух- и четырёхтактным. Последний тип сложнее в ремонте и обслуживании, но при этом отличается большей надёжностью и стабильной работой при переменной нагрузке. Четырёхтактные моторы тяжелее, что делает целесообразным их применение только в технике профессионального класса, рассчитанной на длительную работу без остановки. Большинство же бытовых моделей имеют двухтактный мотор, что вполне оправдано: меньше требований к качеству топлива, ремонт путём простой и быстрой замены цилиндро-поршневой группы, приемлемая динамика мощности.

Что касается мощности, для электрических приводов минимальным значением можно считать 600–800 Вт, для бензиновых двухтактных — 0,6–0,8 л.с при рабочем объёме 30–35 см3, для четырехтактных — 1,2–1,5 л.с. при объёме до 40 см3. Избыток мощности для ручной мотокосы нежелателен: технику нужно выбирать под поставленные задачи, ведь с ростом производительности увеличивается и вес силового агрегата, что снижает удобство работы и манёвренность.

Штанга, трансмиссия и оснастка

Осталось разобраться с тем, как в различных триммерах реализуется передача мощности от двигателя к рабочему инструменту и в чем ограниченны различные технические решения. О типе трансмиссии можно судить по форме штанги: в прямой применяется жёсткий металлический вал, в изогнутой — гибкий на основе стального или полимерного троса.

Прямой вал отличается меньшими паразитными потерями и большей надёжностью. Гибкая штанга, напротив, позволяет добиться более рационального распределения веса, однако безотказным этот узел назвать никак нельзя. Впрочем, в дорогих триммерах применяются достаточно интересные решения, в которых задействованы полимерные и композитные материалы, снижающие потери на трение и повышающие устойчивость к нагрузкам.

Тип трансмиссии определяет допустимые виды оснастки, которые допускается применять с триммером. Так, стальные диски и быстроходные режущие инструменты требуют максимально жёсткой сцепки привода, а значит для срезания сухих стеблей и веток кустарников пригодны только триммеры с жёстким валом. Повысить устойчивость к нагрузкам помогает отказ от зубчатой передачи в пользу карданной или ШРУС'ов.

В свою очередь триммеры, рассчитанные на тонкую работу, например стрижку краев газона или узких участков между клумбами, могут иметь различную схему передачи вращения, выбранную в угоду повышенной эргономики или маневренности. Это же относится и к форме рукоятей: велосипедная схема оптимальна для длительной работы с тяжёлым и мощным триммером, тогда как D-образная или J-образная ручка в сочетании с изогнутой штангой облегчают использование широкого набора оснастки комбинированных систем и работу с мелкими ландшафтными формами.

Видео по теме:

© рмнт.ру, Игорь Максимов

03.01.20

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Источник